Прямой эфир: Александр Винник

—  Александр Винник, на секунду самый высокий человек Прикамья, профессиональный игрок, выступавший за три клуба: БК «Парма», БК «НН», сейчас БК «Самара». Саш, много вопросов. Какой рост все-таки точный, скажи нам, чтобы люди уже знали.

—  В Самару приехал, был 2.15, когда измеряли.

— Ты трехкратный обладатель Кубка России, MVP Финала Четырех, в своем дебютном сезоне за профессиональную команду ты вошел в символическую пятерку. Это очень крутой список наград, давай сегодня поговорим, как ты пришел к этому. Знаю, что в это время, когда ты учился, была история с КВН, была история с «Газпромом». Давай немножко остановимся на том, как ты пришел в баскетбол.

— Это уже не секрет, наверное, что я пришел в баскетбол (смеется) через Диму Самарина (примеч. Дмитрий Самарин – генеральный директор ШБЛ КЭС-БАСКЕТ), через ребят, через университет. Как-то так все завязалось, что была студенческая жизнь и баскетбольная. На тот момент в Пермском педагогическом университете, баскетбол, наверное, был пиковый. Было очень круто то, что была и группа поддержки, и команда была, да экипировка и все. На тот момент я не понимал, как это было круто.

— Да, Дмитрий Владимирович, на тот момент, думаю, был одним из лидеров в студенческом баскетболе.  Он, уже тогда устраивал очень крутой антураж  именно вокруг команды. Проводишь первый сезон за команду ПГТУ. Расскажи, как он прошел? Как всё складывалось изначально?

— Я пришел где-то под Новый год. Как складывался? Я пришел. Мне Дима говорит: «Покажи, как ты бросаешь?».  Я взял двумя руками мячик и бросил.  Он говорит: «Нет, ты не понял».  Говорит: «Как бросаешь баскетбольный мячик».  Я говорю: «Так и бросаю,  двумя руками от груди», бросил. Он говорит: «Так все понял». Говорит: «Ребята  разминаемся», а со мной пошел отдельно на боковое кольцо, и мы стояли с ним там, минут 30. Помню,  что все разминались, бегали по кругу, какие-то упражнения делали, а я стоял на боковом кольце  и Дима меня учил бросать одной рукой (смеется).

— Уже через год тебя приглашают в УГ-2 (2009 год). И в том же году клуб прекращает свое существование. Какие были чувства? Апатия? Вот ты стоишь на пороге своей мечты,  попадаешь в профессиональную команду,  и она прекращает существование. Какие мысли?  Помнишь как это было?

— Я помню, это — лето было, август, наверное. Я приехал, мне сказали,  что нужно подойти в тренажерный зал, поговорить. Я взял с собой кроссовки, одежду.  Я помню,  купил кроссовки «JORDAN» за 5000 тысяч рублей. Это тогда очень дорого было, они были новые,  красивые. Пришел в тренажерный зал и начинает заходить вся команда Урал-Грейт (легионеры, все). И все заходят со мной здороваются, я тоже здороваюсь, думаю, меня звали вроде как во вторую команду, а заходит основная. Я сначала весь вообще там побледнел, мне кажется, и заходит Роман Двиннянинов (примеч. Главный тренер БК УРАЛ-Грейт в 2009 г.) и говорит: «Мальчик выйди, тебе на улицу надо идти, там уже все занимаются». А я понимаю, что я  пришел в сланцах, по-моему, у меня  вот единственные кроссовки, которые были на мне, а мне надо идти тренироваться, а они очень дорогие, и я думаю, как я в них на улицу пойду. Думаю, ладно, я уже пришел, пошел в них, там мы прыгали по траве.  Я больше тогда, наверное, переживал за кроссовки, чем за себя и за то, что происходит. Получается, попал в УГ-2 ,  год тренировался и он распался. Я на тот момент не сильно понимал, что вообще произошло, т.е. распался и распался. Были варианты уехать, там предлагали, на тот момент,  я не понимал,  хочу ли  посвятить себя баскетболу.  Так что я дальше продолжил учиться и играть.

— Слома  мечты не произошло? 2011-12 год команда ПНИПУ, ты еще один сезон в АСБ.  Сегодня АСБ декларируют,  что практически 30% профессиональных игроков прошли через эту систему. Скажи, пожалуйста,  какие плюсы дал этот сезон? Вообще, ты что- то получил от студенческого баскетбола в том сезоне, играя за Политех?

— Я же профессионально до этого не играл, т.е. такого не было,  что я играл за клуб профессиональный и меня спускали за студенческую команду,  как в основном это было у всех ребят.  Для меня студенческая команда была самой высшей ступенью, я никуда не спускался, не поднимался. Я был в команде и мне все нравилось, каждый раз приезжал в какие-то команды, там говорили вот этот профессионал, этот раньше играл, этот вообще за основную команду играет, этот за вторую. Я понимал, конечно, что все люди, все одинаковые, всё зависело от какого-то настроя. Я не сильно помню, какой там был сезон, но, точно,  что все время команда из Казани была очень сильная.

—  2012-13 год дебютный сезон в профессиональном баскетболе,  появляется «Парма», начинается путь от Высшей лиги до уровня ВТБ. Первый сезон ты сразу же входишь в символическую пятерку, как лучший центровой. Расскажи про этот сезон. Ты молодой парень попадаешь в профессиональный баскетбол. Твои ощущения?

— На тот момент получилось так, что я уже работал.  Мне летом позвонил Вениамин Анисимов и позвал поговорить с Вячеславом Вадимовичем (примеч. – Вячеслав Шушаков, главный тренер БК ПАРМА в 2012г.) в Колледж Олимпийского Резерва. Я сначала вообще не поверил, что будет какая-то профессиональная команда, что меня приглашают. Я уже настраивался работать, и в баскетбол играть тихонько. А тут профессиональная команда! И я подумал: «Отличный вариант». Пришел на собрание, рассказали про сборы, а у меня проблема была то, что я работал, соответственно я там как-то все пытался совмещать, первые полгода, и после полугода получается так, что я полностью перехожу в Парму и расстаюсь с Газпромом.

 — Три сезона в Суперлиге- 1. Первый сезон- 11 место, второй сезон- 7 место, третий сезон – 3 место. Этот этап карьеры Суперлиги- 1 — пошел на повышение. Мотивация? Амбиции? Весь мир перед твоими ногами?  Какие вообще мысли на тот момент?

— Суперлига  у нас началась с выездных игр, я помню, что это был Саранск. Мы приехали, а в Саранске тогда играл Серега Караулов.  По-моему, в первой же игре очков там  40 получили.  Я тогда понял, что все, что я делал до, надо делать еще в два раза больше и чаще.  Я помню, что с Серегой, на тот момент, мне было  очень сложно,  физически и вообще во всех компонентах, не знал, что с ним надо было делать. По-моему, я  за 5 фолов и закончил ту игру, точно не помню. Первый сезон был достаточно трудный, второй уже легче, уже какие-то команды знал, игроков,  и мы уже как-то подготовились, а третий сезон у нас, по-моему, самый лучший был в плане, не то что даже коллектива, а всей атмосферы в команде.

— Скажи, пожалуйста,  всего лишь 3 место, или целое 3 место? Как ты оцениваешь тот этап,  какие настроения были в команде после окончания?

— Недосказанность какая-то была у нас. Мы, по-моему, за 3 место играли с Самарой, я помню, мы даже 20 очков у них дома выиграли. Точно не помню все, но помню, что мы 3 место уверено заняли, но была недосказанность.

— Давай вернемся чуть назад. 22 февраля 2016 года Молот. Финал Четырех. «Парма» —  «Зенит» — 97-65, какая-то феерия баскетбола.  21 очко, 5 подборов, ты MVP, звезда Пермского баскетбола, голову не снесло на тот момент?

— Да ничего не снесло, как сказать, не то, что я там готовился к этому или еще что-то, на тот момент,  я вообще не понимал, что происходит, потому что у нас дальше продолжался сезон, это Кубок России. Я знал, что там раньше играли ЦСКА  и все, и какого-то даже разговора у нас в команде не было, что  надо занять первое место.  Таких разговоров не было, какая-то была химия на тот момент.  Мы просто все  друг в друга поверили,  молча все выходили на площадку  и понимали, что нужно выходить и сражаться. Мы проиграли дома Новосибирску сначала в этой серии, потом приехали у них выиграли, эмоционально так получилось. Помню, что мы очень трудно шли. В раздевалке витала какая-то борьба,  что мы сейчас просто так им не отдадим ничего, мы выйдем и будем делать все что можем. Я также вышел и старался делать все по максимуму, получилось, был рад несказанно. До сих пор,  какие-то особые  чувства, мурашки у всех ребят пробегают,  когда разговариваем, вспоминаем, хихикаем.  Разные видео там перекидываем.

— Это,  безусловно,  знаковая страница Пермского баскетбола. Твоя цитата: «После финала в Молоте мои родители плакали, они знают,  через  что мне пришлось пройти для этой победы». Расскажи, пожалуйста, роль родителей в твоем становлении баскетболиста?

— Роль родителей, она, конечно, очень огромная. С самого детства они старались меня всегда вовлечь  в какие-то виды спорта. Сначала папа —  настольный теннис, футбол и баскетбол, в лагере  особенно.  Мама – лыжи.  Мы ходили в лес,  у нас какая-то спортивная семья, мы участвовали «Мама, Папа, я — спортивная семья»,  с сестрой, вчетвером  все время где-то ездили, участвовали, спорт в семье  был какой-то неотъемлемой частью. Плюс за питание отвечала мама, за порядок мама, за все остальное папа. У нас все так было распределено и, мне кажется, мы с сестрой просто наслаждались, за это огромное спасибо родителям.

— Ещё цитата: «Не представляю своей жизни без семьи». Готовясь к разговору, очень много переработал материала и обратил внимание на очень теплое отношение к семье. Папа,  мама,  сестра, сейчас жена. Какую роль сейчас жена выполняет? Как она вообще терпит график профессионального баскетболиста?

— Могу рассказать просто маленькую историю из семейной жизни. В первый же день совместного ужина. Она приготовила салат, положила мне в тарелочку, я  сижу, смотрю на эту тарелочку и говорю: «Это мне?».  Она говорит: «Да». Я говорю: «А ты будешь салат?». Она говорит: «Да». И я ей просто эту тарелочку отдаю салата, а сам беру себе салатницу и начинаю кушать. Она потом поняла,  в каких размерах я кушаю (улыбается).

—  Итак, финал четырех. Ты MVP, Парму могут принять в ВТБ. Цитата: «Я очень жду этого решения, хочу,  чтобы нашу команду приняли, это будет большой шаг не только для города, но и для самого клуба, это будет совершенно новый уровень мотивации, совершенно другой уровень игры». Расскажи, пожалуйста,  как это вообще происходило, все жили этой идеей.  Вы больше тренировались? Вы ждали? Какая мотивация была в те дни?

— Мотивация у всех была высокая, все понимали, что это уже другой уровень, все, мне кажется, даже летом как-то больше готовились. Получилось как и в первый сезон  Суперлиги, мы просто вышли и получали по шапке, старались. Сколько игр прямо  упустили из рук, вели 20 очков  и проигрывали  5-6 очков, 1-2 очка. Униксу проиграли в овертайме дома, все время как-то удача уходила от нас и всего одну игру мы выиграли в том сезоне.

—  16 июля 2016 года Парма была принята в ВТБ, ты получаешь вызов в Сборную. Твои чувства? Сборная вообще такая страница, которая, очень важна для каждого профессионального игрока.

— Я был очень рад. Я мечтал об этом, получил вызов, стал готовиться.  Все лето, по-моему,  тренировался. Приехал на сборы, показал себя. Дальше не получилось пройти, немного переживал по этому поводу, было обидно, но ничего.

— Цитата: «Я хочу попасть не просто в команду, а хочу играть».  Не получилось, ты возвращаешься из сборной. Как сделать так, чтобы не опустились руки, что ты делал? Больше тренировался, может быть?  Как отреагировал на непопадание?

— Было обидно, но как больше тренироваться, я же не могу 24 часа тренироваться,  понятно, что меняешь какой-то подход, смотришь  со стороны, к другому тренеру можешь сходить, еще что-то,  выслушать  другие точки зрения, посмотреть на себя с другой стороны. Ты анализируешь свою работу, видишь к чему она привела. Всегда в каком-то движении опускать руки не стоит, легче от этого не станет.

— Ты возвращаешься в Парму, проводишь еще два  отличных сезона. В июле 2019 года переходишь в Нижний Новгород, это было повышение в классе? Он был достаточно неожиданный,  по-моему, по крайней мере, для общественности.

— Поступило предложение от Нижнего Новгорода от Зорана Лукича, такое предложение, думаю,  как и от ЦСКА,  нельзя отказываться. Поехал в Нижний Новгород.  Конечно, это повышение,  мы играли  в Лиге Чемпионов ФИБА, Лиге ВТБ, в Кубке России. Три турнира сразу, очень много выездов, совсем другой график, другие тренировки, интенсивность, голова по-другому совсем работает, поэтому только в плюс.

— Январь 2020 ты переходишь в БК Самара. Высшая лига, Суперлига-1, Кубок России MVP, ВТБ, Парма, НН и обратно Суперлига Самара. Как оценить это?  Это понижение в классе или это новый виток карьеры?

— На тот момент я очень сильно хотел играть,  понятно, что тренировки тренировками, а именно, имелось большое желание играть и оно никак не реализовывалось. Я выходил максимум на 10 минут, понятно, что  обоюдное решение надо было принимать, и я принял, что хочется поехать, поиграть.

-На следующий сезон уже известно, где ты продолжишь карьеру?

— Нет, я подписывал контракт до конца сезона  с Самарой. Поступило предложение, но пока я еще думаю.  Не знаю, что будет вообще.  Сейчас вообще непонятная ситуация в мире и поэтому пока нет решения.

— Давай поговорим про Самару. В Самаре играет наш пермский игрок — Максим Дыбовский.  Помогает освоиться? Как это,  когда рядом игрок из твоего города?

— Конечно, это было очень круто, мы как только встретились сразу же обнялись, чуть ли не расцеловались,  рассмеялись,  вспомнили какие-то истории. Понятно, что Максим помогал, сразу  мне написал, когда я переходил, что как,  куда  хочешь поселиться, еще что-то, сильно помогал, в быту  и на площадке.

— Ты влился в команду. Начались игры. Кто круче Макс Дыбовский или Саша Винник?

—  На играх? Мы играем за одну команду.  Понятно, что каждый считает, что он круче, но у нас цель одна — выиграть, это общая цель, если бы мы были в разных командах, то конечно там бы уже другой разговор шел бы, ни о какой дружбе и не идет речи. А так мы играем за одну команду, у нас общее дело и мы старались друг другу помогать, даже элементарно мне очень понравилось, когда я забил сверху, Макс  такое лицо все время корчил, что смеялись.

—  В одном из интервью ты сказал: «Иностранного друга я бы сводил в баню». Ты владеешь английским языком?  Как вы общаетесь с легионерами?

— Я не скажу, что знаю его в совершенстве, но на каком-то уровне хватает, чтобы пообщаться с ним, что-то там решить и в плане игры тоже, не мог сказать, что шикарно разговариваю.

— Ты играл в разных командах, у разных тренеров, в разных системах. Расскажи, какой-то тренд есть общения? Особенности общения российских игроков и иностранных игроков? Или это сугубо индивидуально от команды?

Александр: Это все сугубо индивидуально, какого-то такого особенного общения с легионерами нет. Мне вообще понравилось в Самаре, что они вообще своего легионера научили за два года, наверно, больше русскому, чем кто-либо из легионеров. Я знаю, что Коди даже из Пармы сейчас очень активно пытается изучить русский язык, у него даже хорошо уже получается говорить. Но Баден Джексон, который был в Самаре. Его ребята научили разговаривать! Там было гораздо веселее.

-Ты играл в разных клубах, у разных тренеров. Можешь ли ты сказать, кто больше повлиял на твое развитие? Составить определенный топ? Топ 3? Может быть, топ 5?

— У меня 3 клуба, топ 5 создать?

— Может быть, второй тренер, может быть Дима Самарин, который  был с тобой по студентам.  На твое усмотрение. Хотелось бы понять роль тренеров, которые с тобой работали.

—  Антон Катаев – лучший тренер! (примеч. партнёр по команде Парма)

— Давай поговорим про финансы. Первый контракт. Куда ты потратил деньги?

-По-моему, я их откладывал и вместе с отложенными деньгами с Газпрома купил себе первую машину. Вот, по-моему,  так у меня получилось. И плюс еще у Антохи Катаева занял (смеется).

— Можно так  сказать, что ты баскетболом заработал уже на жизнь? Что ты сейчас заканчиваешь, допустим,  с баскетболом и до конца жизни ты обеспечил себе безбедную жизнь?

— Такого нет.

—  Где был самый большой контракт?

— Пока,  на данный момент, в Нижнем Новгороде.

— В одном из интервью на вопрос: «Какой бы сверхспособностью ты хотел обладать?». Ты ответил: «Я бы хотел летать». Винник вообще мечтательный человек?

— Да.

— Там же сказал, спортивная мечта – играть за сборную, не спортивная – жена, дети, дом. На сегодняшний момент что-то поменялось?

— Нет, ничего не поменялось. Иду к этой цели.

—  Давай проведем блиц. Я задаю вопрос, ты быстро отвечаешь.

  1. Советую почитать?

—  Каждый сам выбирает, я  люблю какую-то более документальную литературу, так сказать биографию, мне нравится как описывают  чьи-то карьеры, какие-то ситуации,  кто-то любит художественную литературу.

— У. Гэллуэй: «Теннис, Психология успешной игры».

—  Фильм, который бы ты рекомендовал?

—  «Мирный воин». Да, точно — «Мирный войн» — всем советую посмотреть.

— Три качества, которые ты ценишь в других людях?

—  Честность, открытость, искренность.

—  Мой самый близкий человек?

— Жена.

 —  3 слова, которые характеризуют Александра Винника?

—   Мечтательный, трудолюбивый, никогда не сдающийся.

—  Чего боится Александр Винник?

— Такого нет. Ничего не боюсь.  Ничего не страшно.  Летать. Летать боюсь чуть-чуть.

—  На самолетах?

—  Да. Паники нет. Но не нравится. Есть люди, которые любят, мне не слишком нравится, но не скажу, что я боюсь. Спокойно захожу в самолет. Спокойно нахожусь. Антон вот тоже помнит историю, мы летели, турбулентность началась, он такой говорит: «Ты книгу поддержи у меня», я взял книгу, он говорит: «Давай обратно». Я ему отдаю.  А она вся сырая.

— Продолжи фразу: я никогда…?

— Я никогда не сдаюсь.

—  Главное правило Александра Винника?

— Быть честным перед собой.

—  Баскетбол – это?

—  Жизнь.